BLOGUN: «Антиблогерский закон» в  вопросах и ответах: как блогеру жить дальше?

Два дня назад — в понедельник, 22 апреля, Совет Федерации одобрил так называемый «антиблогерский законопроект» — о внесении изменений в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Теперь от его вступления в силу с 1 августа 2014 года нас отделяет только президентская подпись.

Примечательно, что именно в этот день (не затем ли, чтобы обеспечить поддержку законодателей?) в интернет-СМИ прошла информация о том, что Ксения Собчак уклоняется от уплаты налогов с рекламных публикаций в Instagram.

Мы сделали попытку без эмоций и паники разобраться в законопроекте и сделали это в простой форме FAQ — «вопрос-ответ»

1. Почему появился этот законопроект?

Будем смотреть правде в глаза. Популярные блоги, сообщества и группы в социальных сетях сегодня фактически представляют собой средства массовой информации, чья деятельность ничем не регулировалась. Сегодня законодатель сделал первый шаг в этом направлении. Ведь 3000 читателей в день — это в несколько раз больше тиража еженедельной газеты крупного подмосковного города.

«Нужно признать, что многие блоги и сообщества в социальных сетях сегодня по факту стали одним из видов средств массовой информации. И то, что про них ничего не сказано в законе, — не меняет их суть. А информационное оружие — штука слишком серьёзная, чтобы доверять его всем подряд. Я не даю оценку, хорошо это или плохо, — я пытаюсь объяснить логику руководства страны. И я бы не стал говорить о «закручивании гаек» — скорее, о совершенствовании законодательства»Роман Клевцов, основатель и владелец Element Group.

О том же сказал Владимир Путин в своём выступлении 24 апреля на медиафоруме «Правда и справедливость»: «Если конкретный человек имеет влияние на тысячи людей, на десятки тысяч, то в принципе, по сути мало чем этот блог отличается от СМИ... Талантливый человек может добиться и такого уникального результата. Почему нет? Но, конечно, в этом смысле что же это тогда иное, как не средство массовой информации?»

Весьма вероятно, что никто не собирается начинать массовую «охоту на ведьм», запрещая блогерам заниматься любимым делом. По словам одного из авторов проекта, депутата Алексея Митрофанова, «фактически блогеру предлагается не ругаться матом, соблюдать законы, не совершать преступные деяния, не разглашать государственную тайну».

2. Станет ли адом жизнь блогеров с 1 августа 2014 года, когда закон начнёт действовать?

Сейчас нет сомнений в том, что законопроект будет одобрен в третьем чтении. Но на жизнь рядового блогера, дневник (или страничку в социальной сети) которого в день посещает не больше 2 тысяч пользователей, закон абсолютно не повлияет.

3. Как определить, подпадает ли блогер под действие закона? Как считать пресловутую «посещаемость в 3000 посетителей»?

Действительно, в законопроекте много «белых пятен». Непонятно, например, как будет вычисляться посещаемость.

В подпункте 2 пункта 8 статьи 10 (2) «Особенности распространения блогером общедоступной информации» сказано, что методика определения суточной посещаемости сайта или страницы должна быть составлена и утверждена Роскомнадзором. Сейчас такого документа не существует.

Пока алгоритм подсчёта посещаемости официально не утверждён, крупные площадки закрывают свои рейтинги популярности — вероятнее всего, ожидая документ, описывающий единственно верный «законный» алгоритм. Например, 25 апреля Яндекс закрыл сервис поиска по блогам, который показывал число читателей, — «в связи с последними российскими законодательными инициативами... для того, чтобы не дезориентировать почтенную публику». Как было указано в пресс-релизе, «данные на сервисе отображаются не вполне корректно и мы не считаем возможным предоставлять этот сервис как самим авторам блогов, так и всем, кто заинтересован во внешней оценке их посещаемости».

Сервис «Блогун» также отслеживает эту ситуацию. Чтобы не сеять панику и не вводить в заблуждение рекламодателей и блогеров, мы временно прекратили показывать посещаемость блога (страницы или группы в социальных сетях), если она превышает 2 500 человек в день.

Кроме того, в законопроекте не указано, получат ли блогеры права полноправных представителей СМИ — в частности, запрашивать и получать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Нет точного понимания, что произойдёт с украинскими блогерами, пишущими на русском языке. Неясен порядок работы с теми русскоязычными авторами, которые живут вне пределов России. Сейчас об этом можно только догадываться.

4. Что же нужно будет делать блогеру, чья популярность будет определена Роскомнадзором, как превышающая 3 000 посещений в сутки?

Сначала — ничего.

Роскомнадзор, обнаружив блог, подпадающий под требования закона, направит провайдеру хостинга или блогеру электронное письмо о предоставлении данных, позволяющих идентифицировать блогера. Получив данные, Роскомнадзор включает блогера в отдельный реестр. Если суточная посещаемость блога на протяжении трёх месяцев составит в течение суток меньше 3 000 пользователей, площадка по заявлению блогера будет исключена из реестра. Если такая ситуация продлится в течение полугода, Роскомнадзор обязан самостоятельно исключить блог из реестра.

Блогер, попавший в реестр, обязан:

● не использовать блог или сайт для совершения преступлений, разглашения охраняемых законом тайн, распространения материалов, содержащих публичные призывы к террористической деятельности или оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань (да, увы, и нецензурную брань, — ровно настолько, насколько она недопустима в СМИ),
● проверять достоверность информации до её размещения в блоге и удалять размещённую недостоверную информацию,
● не распространять информацию о частной жизни гражданина, если это нарушает гражданское законодательство,
● соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдуме и выборах — например, «день тишины» накануне голосования,
● соблюдать требования законодательства, регулирующие порядок распространения массовой информации,
● соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций,
● следить за достоверностью информации, публикуемой в блоге или на сайте, не распространять ложные сведения под видом достоверных сообщений,
● не распространять информацию с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями,
● указать в блоге свою настоящую фамилию.

Фактически все эти ограничения не новы, они стандартны для любого СМИ.

Отдельно отметим, что в законопроекте не прописано наказание блогера за неисполнение этих требований.

Если исходить из текущей правоприменительной практики, возможно это будет блокировка блога, сайта или отдельной страницы на определённый срок — до устранения нарушения.

5. Какую ответственность понесёт блогер за нарушение этих требований?

Законопроект не устанавливает конкретные наказания. Санкции, предусмотренные проектом, в первую очередь касаются провайдеров и хостеров, которые не предоставляют информацию Роскомнадзору.

Фактически блогеру запрещается злоупотреблять свободой массовой информации — это ограничение распространяется на все СМИ и содержится в статье 4 Закона «О средствах массовой информации».

Санкция за нарушение этих требований сегодня предусмотрена только одна — прекращение судом деятельности СМИ, если оно неоднократно в течение 12 месяцев нарушало требования статьи 4 Закона и игнорировало письменные предупреждения. Также деятельность СМИ может быть также прекращена в порядке, предусмотренном Законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Будут ли распространяться эти санкции на блогеров — покажет ближайшее время.

Но следует отметить: если блогер не стремится специально нарушить закон, руководствуется здравым смыслом и следует общепринятым моральным ценностям, то с большой вероятностью он вообще не заметит никаких изменений в законодательстве.

6. Что мне делать, если я — блогер-«трёхтысячник», попадающий в «зону риска»?

Пообщайтесь с юристом — пусть он составит для вас список ограничений, касающихся деятельности СМИ, и всегда держите его под рукой.

Этот законопроект — не ограничение для вас. Свобода и вседозволенность — всё-таки разные вещи.

Это — признание вашей власти над людьми, вашей власти над общественным сознанием, вашей способности формировать внутренний мир тысяч людей, добиваться от них нужного вам мировосприятия, закладывать стереотипы поведения, программировать желания, формировать картину мира.

Следует рассматривать эту ситуацию как переход на новый профессиональный уровень, который накладывает некоторые обязанности. Которые, если разобраться, не так уж и обременительны для популярного блогера.

Автор:

Поделиться публикацией: